Велосипедную обувь специально производят для катания на велосипеде. Она оснащена интерфейсом для использования с контактными педалями и прочими «велосипедными» особенностями конструкции.
Как известно, многие начинающие байкеры катаются на велосипеде в обычной спортивной обуви, чаще всего, в кроссовках для бега или города. Основным недостатком обычной обуви является мягкая подошва. В такой обуви хорошо ходить, бегать и управлять автомобилем, но во время езды на велосипеде увеличивается сила давления педали на стопу, что в большинстве случаев, приводит к болезненным ощущениям и повышенной усталости ног. В некоторых случаях болевые ощущения развиваются в болезнь стопы. Также следует помнить и о развязывающихся шнурках такой обуви, которые могут попасть в цепь и привести к неприятным последствиям.
В отличие от обычной обуви, у велосипедной обуви очень жесткая подошва. Это в некоторой степени понижает удобство ходьбы, однако давление педали на ногу распределяется по всей площади стопы, что значительно комфортнее для байкера.
Бытует миф (который поддерживают некоторые веломагазины) о том, что велосипедная обувь очень дорого стоит. На самом деле, это не совсем так — стоимость базовых моделей велоботинок такая же, как и у обычной обуви, при сравнимом уровне качества и надежности. Другое дело, что такие ботинки по какой-то причине практически не поставляются в Россию. Конечно же, зимняя обувь и топовые гоночные модели стоят очень дорого, но и обычная обувь высокого класса стоит не меньших денег.
Еще одним мифом является то, что в велосипедной обуви неудобно ходить пешком. На самом деле, если туристические ботинки правильно подобрать по ноге, то в них можно пройти пешком около 15 км без особой усталости, так как они предназначены для тех, кто не только ездит на велосипеде, но и переносит его через пересеченную местность. С другой стороны, есть и обувь, которая предназначена лишь для езды, и ходить в ней очень неудобно.